Previous Entry Share Next Entry
Про цветовой круг - часть 1 (картинки можно увеличивать)
firs_art

Про цветовой круг (часть 1)

Позднее допишу подробнее, пока только картинки с пояснениями.
Надеюсь,  достаточно понятно; если что - задавайте вопросы в комментариях


1. Основные цвета 
Для полноцветной печати в полиграфии используется цветовая система
CMYK 
(по начальным буквам в английском названии цвета), позволяющая воспроизводить большинство оттенков минимальным числом красок:

Триадные цвета:
Cyan - лазурь (бирюзовый)
Magenta - пурпурный (ярко-малиновый) 
Yellow - лимонно-желтый 
А также:
Key or black( баланс смеси С+M+Y) - чёрный  

Почему именно эти? Ведь различных красок огромное множество.

  1.1

При смешении пигментов неизбежно происходит их взаимное ослабление, поэтому в качестве основных цветов были экспериментально определены триадные цвета - их зрительная яркость и чистота максимальна, никакими смешиваниями других красок их не получишь, особенно это очевидно для жёлтого!
При одновременном смешении основных цветов должно произойти их полное взаимное поглощение, т.е. чёрный балансовый (равный по количеству каждого компонента) "цвет". 
На практике получается глухой бурый тон, поэтому без чёрной краски не обойтись.


2. Промежуточные цвета:

  2.1

А вот при смешении двух триадных цветов и дальнейшем соединениии двух соседних можно получить все промежуточные спектральные цвета.

  2.2 

Для удобства схематических построений разделим непрерывный хроматический ряд на 12 локальных (однородно окрашенных внутри пятна) цветов и разместим их подобно цифрам на циферблате часов, где числу 12 будет соответствовать пурпурный (Magenta), далее:
 1 - красный
 2 - алый
 3 - оранжевый 
 4 - лимоннно-жёлтый 
 5 - жёлто -зелёный (салатовый)
 6 - зелёный
 7 - изумрудный 
 8 - лазурь
 9 - голубой (кобальт) 
10 - тёмно-синий (ультрамарин)
11 - фиолетовый 


3. Контрастные (дополнительные) цвета: 

пурпурный – зелёный 
красный – изумрудный 
алый – лазурь
оранжевый – голубой 
жёлтый – синий 
салатовый – фиолетовый 


  3.1

Максимально отстоящие друг от друга цвета (противоположные точки диаметра на цветовом круге) образуют контрастные пары, взаимно усиливая своё звучание. Иногда это становится нестерпимо.


4. Монохромные гармонии:

Высветление (разбел) - пастельные оттенки (розовые, палевые, жемчужно-голубые, сиреневые и т.п.)

   4.1
Если  мы  будем постепенно высветлять выбранный цвет, то получим различные светлые и ненасыщенные цветом оттенки, гармонично сочетающиеся друг с другом  в любых комбинациях в силу общего цветового родства. И даже контрастные пары, взятые на периферии цветового круга не конфликтуют.


Затемнение - неспектральные цвета (коричневый, кирпичный, охристый, бутылочно-зелёный и т.п.)


  4.2

Добавляя к спектральному цвету черный, можно последовательно получить дополнительные, одновременно более темные  и менее хроматические оттенки исходного спектрального цвета. Очень важные, широко распространённые в природе и живописи: самые древние, стойкие  и богатые нюансами оттенки, заслужившие название цветов: земли (охры, умбра, сиена и пр.),  железноокисные, а также  жженые кости и сепия.
Контрастные цвета тут также сближены из-за их малой яркости.

Подробнее о видах цветовых гармоний здесь:http://www.compuart.ru/article.aspx?id=8647&iid=355#09

Детский вопрос

(Anonymous)

2007-03-15 05:22 am (UTC)

А почему на круге 12 цветов? Ведь мы с детства помним про 7: Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан. Откуда взялись ещё?

Re: Детский вопрос

firs_art

2008-11-21 02:54 pm (UTC)

Про эти пресловутые семь цветов вполне исчерпывающе рассказано в Википедии:
------------------------------------------
ЦВЕТА СПЕКТРА И ОСНОВНЫЕ ЦВЕТА
Впервые непрерывный спектр на семь цветов разбил Исаак Ньютон. Это разбиение условно и во многом случайно. Скорее всего, Ньютон находился под действием европейской нумерологии и основывался на аналогии с семью нотами в октаве (сравните: 7 металлов, 7 планет…), что и послужило причиной выделения именно семи цветов. В XX веке Освальд Вирт предложил «октавную» систему (ввел 2 зелёных — холодный, морской и теплый, травяной), но большого распространения она не нашла.

Практика художников наглядно показывала, что очень многие цвета и оттенки можно получить смешением небольшого количества красок. Стремление натурфилософов найти «первоосновы» всего на свете, анализируя явления природы, всё разложить «на элементы», привело к выделению «основных цветов», в качестве которых не сразу выбрали красный, зелёный и синий.

В Англии основными цветами долго считали красный, жёлтый и синий, лишь в 1860 г. Максвелл ввел АДДИТИВНУЮ систему RGB (красный, зелёный, синий). Эта система в настоящее время доминирует в системах цветовоспроизведения для мониторов и телевизоров.
В 1951 г. Энди Мюллер предложил СУБТРАКТИВНУЮ систему CMYK (сине-зелёный, пурпурный, жёлтый, чёрный), которая имела преимущества в полиграфии и цветной фотографии, и потому быстро «прижилась».
-----------------------------------------

Когда полиграфия “подарила” нам мадженту, которая представляет собой цветовой переход от фиолетового к красному цвету, то возникла счастливая возможность замкнуть спектральный ряд в кольцо. На получившейся окружности обнаружились интересные закономерности:
триадные цвета CMY располагались на этом круге на равном расстоянии, через 120º, контрастные - на противоположных точках окружности, а триада RGB (см. Википедию) расположилась зеркально триаде основных цветов CMY, как и положено антиподам.

Итак, к 7 “охотничьим” цветам добавились отсутствующие там маджента и циан (пурпур и лазурь, как привычнее по-русски), а также яркий Red из RGB (больше смахивающий на наш алый). Все они последовательно распределились по кругу с шагом 30º, осталось дополнить цветовой ряд для непрерывности ещё 2 промежуточными зелёными цветами, давно имеющими самостоятельные названия - изумрудным и салатовым.

Кстати, число двенадцать - счастливое: оно делится и на 2, и на 3, и на 4, и на 6! Это позволяет легко выстраивать на круге различные схемы равноудаленных цветовых гармоний, как я расскажу позже.
Опять же такая 12-позиционная схема всегда буквально под рукой (циферблат часов), или хотя бы перед глазами :)

Re: Детский вопрос

net_crawl

2011-05-08 11:50 pm (UTC)

12 - это ещё количество ступеней в темперированном музыкальном строе. Частота ступени равна произведению частоты предыдущей и двойки в степени одна двенадцатая. Задумался, как раскрасить клавиши и набрёл на ваш пост. Спасибо.

цветовой круг

(Anonymous)

2011-03-14 07:19 pm (UTC)

На самом деле алгоритмов подбора цветов по цветовым кругам очень много. Тут например http://archizona.ru/sochetanie_tsvetov.html их штук 8. И то это не все. Во всех есть своя логика но цвета показывает абсолютно разные. Запутаться довольно легко. Сочетание цветов по бумажному цветовому кругу подбирать сложнова-то. Цветов мало.

Re: цветовой круг

firs_art

2011-04-02 04:36 am (UTC)

Да, действительно, таких схем много. Я ограничился пока самыми фундаментальными, чтобы дать первые представления о принципе построения цветового 12-частного круга. На занятиях мы рассматривали более сложные варианты, применяемые в живописи.
Постараюсь вывесить изложение этих вопросов, если будет интересно.

You are viewing firs_art